КОЛЛЕКЦИЯ ИРИНЫ СТОЛЯРОВОЙ
Переверните
устройство

КОЛЛЕКЦИЯ ИРИНЫ СТОЛЯРОВОЙ

Художники русской эмиграции

Леон Зак, 1892-1980

До революции Леон Зак занимался в мастерских Федора Рерберга и Ильи Машкова. Рисовал виньетки для журнала «Золотое руно», но вскоре, к 10-м годам, стал эгофутуристом. Оформлял обложки поэтических сборников Рюрика Ивнева и Вадима Шершеневича, а также коллективных футуристических альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж» и «Пир во время чумы» (все изданы в 1913-м). Писал прозу под псевдонимом М. Россиянский. После революции перебрался в Николаев, принимал участие в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918-го). В 1920 году эвакуировался с семьей из Ялты в Константинополь. В 1923-м переехал в Париж. Выставлялся в Осеннем салоне и Салоне независимых, а в 1929-м учредил Салон сверхнезависимых. Занимался книжной иллюстрацией, рисунками для тканей, оформительской работой для русского балета, исполнял статуэтки из дутого стекла. В 1946-м показал последние выставки фигуративных работ и перешел к абстрактно-геометрическим композициям, а затем к лирической абстракции, основанной на комбинациях цветовых пятен. В 1960-м посетил СССР. Леон Зак Композиция_1-min Леон Зак Композиция-min

Серж Шаршун, 1888-1975

Шаршун, родившийся в Бугуруслане, в 1909-м переехал в Москву, где около года занимался в мастерских Константина Юона и Ильи Машкова, водился с Ларионовым и Гончаровой, а также идеологом русского футуризма Крученых. С 1910 по 1912-й служил в русской армии. Не дожидаясь революции, дезертировал и перебрался во Францию, откуда практически не выезжал до самой смерти (в 1922-м Шаршун решил вернуться в Россию, но добрался только до Берлина). В 1920-е сдружился с кружком дадаистов, сочинял манифесты и листовки Дада, о чем в свое время написал воспоминания «Мое участие во французском дадаистическом движении». Свою живопись Шаршун называл орнаментальный кубизм, потом орнаментальный импрессионизм, затем увлекся штейнерианством и стал «магическим реалистом». Сотрудничал с журналом «Числа». 31 работу Шаршун завещал Третьяковской галерее. 023_page_43 024_page_45  

Пьер Дмитриенко, 1925-1974

Пьер Дмитриенко — эмигрант во втором поколении, родился в 1925-м. В том же году возник термин «Парижская школа», к которой принадлежат и Шаршун с Ланским, и Дмитриенко, менее известный в России. Внутри этой интернациональной группы художников в середине 40-х сформировалось направление информель — дистиллированный вариант абстрактного экспрессионизма. Информалисты, противопоставляя свой метод геометрической абстракции, старались открыть саму живописную материю, для этого часто отказываясь не только от кистей (как уже помянутый Поллок), но и от краски. Жан Дюбуффе, например, процарапывал линии прямо по слою грунта. На позицию Дмитриенко в информализме повлияло архитектурное образование, Мондриан и Клее, которыми он восхищался в молодости. Но более очевидно влияние Ланского. Дмитриенко занимался также литографией и скульптурой. Дмитриенко2 (1)  Дмитриенко 028_page_53

Андре Ланской, 1902–1976

Выученик Пажеского корпуса, Ланской переезжает после революции в Киев и поступает в мастерскую декоративного искусства Александры Экстер. Вместе с Добровольческой армией эмигрировал — через Константинополь в Париж, где продолжает обучение в мастерской Сергея Судейкина. Увлечение примитивизмом в фовистских тонах к 30-м годам сменяется у Ланского любовью к абстракции, а к концу войны художник окончательно порывает с фигуративностью и становится одним из первооткрывателей абстрактного экспрессионизма, или, иначе, лирической абстракции. Пишет только чистыми цветами, чем отличается от других абстрактных экспрессионистов, из которых наиболее известен, пожалуй, Джексон Поллок. К 60-м Ланской увлекается прикладным искусством; в коллекции Столяровой — несколько поздних его коллажей. Впервые крупные выставки Андре Ланского прошли в России к 30-летию со дня смерти, в 2006 году. 16500_430670107126199_6432154236317781726_n 034_page_61

Исаак Пайлес, 1895-1978

Пайлес Исаак  – французский и украинский художник-живописец, скульптор. Учился в Киевской художественной школе. Изучал скульптуру в Париже (с 1913). Во время войны вернулся в Киев. Входил в созданную Н. Майзель Культур-Лигу, которая объединяла деятелей еврейской культуры. Участник первой выставки художников Культур-Лиги в Киеве (1920). Жил во Франции (с 1920). Входил в круг русских художников Парижской школы (Ecole de Paris). Участвовал в выставках и салонах российских художников. В 1928 прошла первая персональная выставка. После Великой Отечественной Войны прошли масштабные персональные выставки в Нью-Йорке (1950, 1963, 1975) и Париже (1958). К концу 1940-х обратился к абстрактной живописи. Произведения Пайлеса хранятся в Париже в Национальном Музее Современного Искусства – Центре Помпиду, в музеях Руана, Лиля, Бордо, Ренна, Страсбурга, Марселя, Гренобля. 030_page_56
Перейти ко всем статьям