Художники из собрания коллекционера Ирины Столяровой, разные по своей эстетике, - Джон Э. Боулт
Переверните
устройство
Ирина Столярова. Коллекция «Лететь вослед лучу» | Flying in the Wake of Light Новости искусства XX века
Художники из собрания коллекционера Ирины Столяровой, разные по своей эстетике, - Джон Э. Боулт

Художники из собрания коллекционера Ирины Столяровой, разные по своей эстетике, - Джон Э. Боулт

25/01/2017
В книге Flying in the Wake of Light, посвященной одноименному собранию Ирины Столяровой, коллекционера, вышла статья арт-критика, куратора и публициста Джона Э. Боулта ОБМАНЫ ПОВЕРХНОСТИ. ХУДОЖНИКИ ИЗ СОБРАНИЯ ИРИНЫ СТОЛЯРОВОЙ. Эпоха СССР уходит в глубь истории, и ее культурные достижения обретают мифические очертания, вновь поднимая вопросы о том, каким образом создавалась, направлялась, руководилась и пропагандировалась советская культура – ее изобразительное искусство, литература и музыка. Что такое соцреализм? Каких именно критериев придерживались Министерство культуры СССР, Академия художеств СССР и Союз художников СССР? Кто занимал места на Олимпе советской культуры и кто этого не сделал? Если, например, Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян и Федор Решетников были среди столпов советской художественной элиты, то кто были художники-диссиденты и чем они отличались, на чем основывались в своих эстетических предпочтениях, что толкнуло их к созданию другой, подземной культуры? Художники, работы которых представлены в собрании Ирины Столяровой, отражают эту – альтернативную – традицию. Материалы собрания свидетельствуют, что такая традиция существовала, напоминая нам о смелости взглядов, нравственном мужестве и художественной целостности этого контр-движения и о том, что любой культуре, чтобы выдержать и пережить суд других времен, необходимо сохранять духовные ценности, выходящие за узкие социальные и политические рамки своего времени и места. Спонтанность, артистизм и тайна этой живописной полифонии показывают, что ее создатели обладали этими прочными ценностями и что они действительно преодолели свое советское прошлое, став органичной частью современного глобального процесса. В этом отношении, собрание Столяровой – это не просто случайный подбор различных артефактов, но цельное отражение частной инициативы и полной свободы эстетического выражения: «Свобода есть свобода», – как сказал поэт Всеволод Некрасов. Другими словами, если, на первый взгляд, собрание Столяровой производит впечатление разнообразия и гибкости, при ближайшем рассмотрении виден общий знаменатель цели, назначения и содержания. В собрании Столяровой особенно очевидно и глубоко это выражено в картине «Вершина дзена», которую Серж Шаршун написал в 1951 году, – одно из его многочисленных напоминаний об абсолютном состоянии дзен или нирване. Начав свой путь художника как кубист, а затем дадаист, Шаршун обнаружил оккультный момент, отражению которого посвящены его картины и рисунки, начиная с 1920-х годов. Какова бы ни была его цель – воплощение космического сознания, в целом, или китайского философского принципа, в частности, Шаршун использовал свое métier как преломляющее средство между материальным миром, представленным средствами краски, кисти и холста, и чудесами зазеркального, волшебного мира, «Мистического храма», как называется одна из его картин 1950 года. Андрей Ланской и Леон Зак, оба поколения Шаршуна, следовали по этому же пути, вызывая настроения, чувства и намеки, которые составляют знаковую благородного и божественного состояния. Воодушевленные теософией, спиритизмом и другими оккультными верованиями, их абстрактные композиции напоминают отдельные кадры, извлеченные из фильма, они словно краткие и дразнящие проблески Бытия – всемогущей вселенной света и тьмы, тишины и звука, формы и цвета. ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ
Перейти ко всем новостям